10 ФЕВРАЛЯ 2022
Деньги – лучший подарок, все остальное слишком дорого.

Какие подарки выбирают россияне, и почему компаниям важно знать об их предпочтениях.
Впереди нас ждут три гендерных праздника, сравнимые по ажиотажу покупок разве что с предновогодними распродажами. Хорошая новость – согласно опросам, в этом году россияне настроены более оптимистично по отношению к экономической ситуации, а значит будут готовы больше тратить на подарки.
На основании исследований Deloitte вместе с командой маркетинга «Делового Петербурга» разберемся, на что обращают внимание покупатели и что учесть, чтобы подарки покупали у вас, а не у конкурентов.
Мужчины vs женщины: кто дарит подарки
98%
опрошенных планируют дарить подарки на 8 марта
79%
опрошенных планируют делать подарки на 23 февраля
10 000 руб
средний бюджет на покупку
6-7 подарков к предстоящим праздникам
Исследования показали, что дарить подарки друг друг у женщин принято чаще, чем у мужчин: большая часть девушек-респондентов планируют делать подарки как другим девушкам на 8 марта, так и мужчинам на 23 февраля. При этом молодое поколение 18-29 лет реже других планируют отмечать 23 февраля.
    При планировании продуктовой линейки стоит учесть, что на все праздники опрошенные в среднем планируют купить 6-7 подарков с общим бюджетом до 10 000 руб, то есть средний россиянин потратит 1000-1500 рублей на один подарок. К каждому отдельному празднику в среднем купят 2-3 подарка. Возможно даже для акций «2+1» не стоит планировать средний чек выше 5000 рублей.
    Лучший мой подарочек – это ты?!
    Что хотели бы получить в подарок россияне
    53%
    денежные средства
    24%
    умные аксессуары
    21%
    смартфоны
    Самый желанный подарок - деньги, а самые распространенные - косметика и сладости.

    Мужчины в качестве подарков предпочитают видеть наиболее рациональные и полезные в быту вещи: деньги, бытовую электронику и умные аксессуары.
    Самый желанный подарок - деньги, а самые распространенные - косметика и сладости.

    Мужчины в качестве подарков предпочитают видеть наиболее рациональные и полезные в быту вещи: деньги, бытовую электронику и умные аксессуары.
    Косметика, парфюмерия и сладости – одни из самых популярных подарков, которые приобретают, хотя многие не против получить деньги в подарок. А что, если объединить желаемое с действительным. Мыло с денежным сюрпризом внутри? Или сладости с деньгами?
    На что обращают внимание при выборе подарка
    56%
    обращают внимание на экологичность
    подарка и его упаковки
    30%
    респондентов готовы тратить
    больше при наличии акций
    Отчетливо виден тренд на экологичность подарков. Особенно стоит его учесть при продаже косметических и сладких наборов. Покупатели не часто заглядывают внутрь набора, а значит будут выбирать по красоте и экологичности упаковки.

    С точки зрения влияния уровня доходов на выбор подарка, стоит обратить внимание на покупательские привычки аудитории, для которой сегодня характерен рост доходов, например работники IT сферы. Создав подарки под определенную аудиторию, получится стимулировать у них спрос именно на ваши товары.
    Российское vs зарубежное: какой подарок лучше
    43%
    людей ищут подходящий
    подарок по лучшей цене,
    независимо от производителя
    28%
    готовы купить отчественное,
    если цена/качество
    сопоставимы с зарубежными
    Среди респондентов с низким уровнем дохода ключевым критерием выбора как и прежде выступает цена. На нее обращают внимание 42% отпрошенных респондентов.
    Россияне с высоким уровнем дохода больше других готовы приобретать товары российского производства.
    В целом опрошенные сообщают, что купят подарок от отечественного производителя, если он будет сопоставим с зарубежными по цене/качеству.
    Лишь 10% респондентов предпочитают российских производителей зарубежным вне зависимости от экономической ситуации.
    Покупатели в основной массе руководствуются выгодой приобретения, а не страной происхождения товара. Возможно, на фоне проблемы логистики из Китая стоит обратить внимание на местных производителей, которые пытаются вырваться в федеральные и региональные сети, и взять их товар на реализацию. Или протестировать новую бизнес-модель доставки с производства напрямую к двери покупателя.
    Онлайн vs офлайн: где покупаем
    15%
    планируют увеличить приобретение
    подарков в онлайне
    8%
    планируют покупать больше цифровых
    подарков (подписки, сертификаты и тд)
    Примерно 2/3 опрошенных не изменили своим привычкам в связи с пандемией и либо предпочитают выбирать подарки онлайн, либо сохранят приверженность традиционным магазинам.

    15% респондентов планируют увеличить количество подарков, приобретенных онлайн, при этом один из лидирующих регионов в данном вопросе - Северо-Западный федеральный округ.

    Если рассматривать гендерные предпочтения, то женщины больше, чем мужчины, склонны к покупке подарков онлайн с доставкой: в условиях пандемии купить подарки онлайн планируют 24% женщин и лишь 15% мужчин.
    Из исследований видно 2 тренда.
    Первый – делать подарки своими руками у молодежи снова в моде. Соответственно наборы «сделай сам» будут пользоваться спросом.

    Второй тренд – возросшая популярность цифровых подарков (подписки, сертификаты), особенно у более «диджитализированной» аудитории европейской части России.
    Критерии выбора онлайн-магазина
    66%
    готовы ждать бесплатную
    доставку более 2 дней
    23%
    опрошенных предпочитают
    быструю доставку
    Бесплатная доставка - ключевой критерий при выборе онлайн-магазина: большая часть опрошенных готовы ждать больше 2 дней. Женщины более экономны и чаще, чем мужчины выбирают бесплатную доставку.

    Быстрая доставка предпочтительна только для 23% опрошенных и для 60% респондентов подразумевает доставку в день заказа или на следующий день.
    Одним из драйверов роста покупок станет добавление условия бесплатной доставки, если у вас ее еще нет. Опрос показывает, что покупатели готовы ждать доставку несколько дней, лишь бы она им ничего не стоила. А значит скоростью доставки можно пожертвовать в целях уменьшения себестоимости.

    Стоит найти способ уменьшить и фиксировать стоимость доставки «последней мили» со склада до покупателя. Так как она одна способна канибализировать весь доход с продажи. Один из вариантов решения – доставка через маркетплейсы. И если вы еще не используете этот способ, самое время обратить внимание.
    Где россияне предпочитают покупать в офлайне
    31%
    торговые центры
    25%
    специализированные магазины
    15%
    торговые центры
    Торговые центры и универмаги по-прежнему остаются одним из основных мест для прогулок людей после работы и в выходные. Традиционный способ размещения рекламных стоек и препаков в праздничные период может служить хорошим драйвером роста продаж – для размещения продукции в препаках вам совершенно не обязательно конкурировать за место на полках с другими производителями.
    Ключевые выводы
    98% опрошенных планируют дарить подарки на 8 марта, 79% опрошенных планируют дарить подарки на 23 февраля

    Средний бюджет на покупку 6-7 подарков к одному празднику 10000 рублей

    ~25% опрошенных мужчин желают получить бытовую электронику и умные аксессуары в качестве подарка, а самый распространенный подарок это косметика и/или парфюмерия.

    При выборе подарка больше половины респондентов (56%) обращают внимание на экологичность подарка и его упаковки.

    Для покупки подарков в офлайне покупатели чаще всего выбирают торговые центры (31%) или специализированные магазины (25%)

    В онлайне бесплатная доставка - ключевой критерий при выборе онлайн-магазина. Более 66% опрошенных готовы ждать доставку два дня и более. Бесплатную доставку в большей мере предпочитают женщины.
    Что еще мы знаем про покупательское поведение
    Больше статей про особенности потребления и покупательского поведения вы можете найти на DP.ru
    «ДП-360» – о бизнесе и для бизнеса
    «Деловой Петербург» и портал DP.ru интегрированы в деловое сообщество города, редакция активно взаимодействует с участниками бизнес-процессов во время подготовки материалов.
    Аудитория «Делового Петербурга» — руководители предприятий и владельцы бизнеса, государственные служащие, учёные и аналитики, принимающие решения профессионалы, люди, имеющие активную позицию на рынке.
    + 7 (812) 326-45-63
    foto@dp.ru
    Источники данных: Deloitte
    Фото и иллюстрации freepik.com. Иконки от Tilda Publishing