ИЮЛЬ 2022
Что читают и где читают: медиатренды информационного потребления
Медиапотребление в этом году претерпело ряд серьезных изменений: и в том, какими социальными сетями стали реже/чаще пользоваться россияне, и в том, как читают новости и где «ищут» информацию. Разбираемся в трендах на основе данных исследований бизнес-аналитиков Rambler&Co, OMD OM (на базе OMD Snapshot) и компании Google.
ТРЕНД: РОСТ ПОТРЕБЛЕНИЯ НОВОСТЕЙ
(СПОЙЛЕР: ОСОБЕННО ДЕЛОВЫХ)
Интенсивность чтения онлайн-новостей в марте 2022 достигла пиковых значений в связи с мировой повесткой: в этот период 94% опрошенных интернет-пользователей искали новости в сети чаще раза в неделю. Периодичность еженедельного чтения увеличилась более чем в 1,5 раза (+36 п.п.), по сравнению с результатами ноября 2021 года.

Логично было бы предположить, что в дальнейшем интерес упадет. И действительно, к маю регулярное (еженедельное и чаще) чтение информационного контента интернет-активным населением России стабилизировалось на уровне 81%. Но и эта цифра значительно выше показателей ноября 2021 года.
На фоне ситуации в мире наибольший прирост показали деловые новости (финансы, экономика и бизнес). Так, в ноябре 2021 года интерес к этой тематике отмечался всего у 9% респондентов, а в марте 2022 – уже у 30% (среди аналогичной ЦА, прирост составил 233%). В мае значение сохранилось на уровне 29%.
29%
респондентов в мае отметили интерес к деловым новостям (+20 п.п. к ноябрю 2021 г.).
КТО ЧИТАЕТ
В 2022 году у лидера рейтинга – деловых новостей – значительно обновился социальный портрет читателя. Еженедельный интерес к этой тематике теперь проявляет новая, более широкая аудитория, которая стала активно интересоваться экономикой, бизнесом и финансами в марте и продолжила читать их в мае.

Основные изменения в аудиторных показателях деловых онлайн-медиа, которые произошли в марте 2022 и сохранились в мае:
  • рост женской аудитории: доля женщин в ноябре 2021 среди интересующихся деловыми новостями составляла 40%, в марте выросла на 8 п.п., сохранив позицию и в мае на уровне 46%;
  • прирост пользователей в возрасте от 25 до 34 лет и сокращение доли читателей в возрасте от 45 до 64 лет (-4 п.п. в марте).

Выше мы говорили, что к маю регулярное чтение информационного контента стабилизировалось, но это не означает падения интереса к происходящим событиям.

Самые заметные изменения в интересах аудитории к маю 2022:
  • интерес к деловым новостям: после стремительного взлёта в марте на 21 п.п. (с 9% до 30%) в мае еженедельное чтение тематики зафиксировалось на уровне 29%;
  • интерес к социально-политическим новостям продолжает расти (+8 п.п.);
  • интерес к теме культуры после снижения в марте вернулся на прежний уровень и даже выше (21%);
  • снижение на 5 п.п. тематики «Необычные и забавные происшествия»;
  • автомобильным новостям присущ плавный рост, они статистически значимо выросли в мае 2022 года относительно ноября 2021 (+ 4 п.п.).

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ФЕЙКИ, VPN И КРОСС-КАНАЛЬНОСТЬ
После запрета в России, признанных экстремистскими, Instagram и Facebook, их охваты в июне сократились вдвое. Вместе с этим увеличилась популярность VPN-сервисов. В июне хотя бы раз такие программы использовали 63% респондентов, в марте показатель был ниже — 53%. Среди молодежи 18-25 лет проникновение VPN достигает 83%.
83%
респондентов 18-25 лет использовали VPN в июне
Исследования предыдущих лет показывали ощутимый рост доверия к соцсетям, как к источникам информации. Падение доверия было зафиксировано во время начала пандемии Covid, а затем и в марте этого года. За интересующими новостями пользователи стали обращаться к другим каналам, проверяя инфоповод в поиске, агрегаторах и непосредственно на сайтах изданий – именно так советуют поступать большинство инструкций по борьбе с фейками и, видимо, население России стало более ответственно относиться к огромному числу новостей, проверяя их достоверность.

Так, в марте 2022 чтение повестки дня в соцсетях упало с 45% до 23%, по сравнению с ноябрём 2021 года (но к началу лета 2022 вернулось на прежний уровень). При этом кросс-чтение (разные источники) выросло почти в два раза к началу весны.

Наглядно о том, как именно россияне «смешивают» каналы получения информации раньше и сейчас.
Согласно исследованию Rambler&Co, в 2021 году большинство читателей могли ограничиться одним источником, однако в 2022 пользователи хотят видеть более полную картину и узнавать разные мнения. В марте резко выросло агрегаторное чтение, и это интересное последствие кросс-канальности – кросс-сайтовость, то есть аудитория сегодня предпочитает следить за новостями не только на одном привычном ресурсе, но переходить из агрегаторов по ряду ссылок на несколько источников, сравнивая информацию и получая новые детали.
ЗУМЕРЫ НЕ ХОТЯТ ГУГЛИТЬ И БОЛЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫ
Старший вице-президент Прабхакар Рагхаван, который руководит подразделением Google Knowledge & Information, на конференции Fortune Brainstorm Tech подтвердил, что зумеры предпочитают искать информацию в ТикТоке и Инстаграм (соцсеть признана экстремистской).

Исследования внутри Google показали, что 40% в возрасте 18-24 идут в ТикТок и Инстаграм — им не нужны карты и поисковик от Гугла. По его словам, эти пользователи не склонны вводить ключевые слова, а скорее ищут контент новыми, более захватывающими способами.
«По нашим исследованиям, около 40% молодых людей, когда ищут место для обеда, не используют Google Карты или Поиск. Они идут в TikTok или Instagram».
Надо признать, цифра звучит немного шокирующе, и основана на внутреннем исследовании, которое включало опрос пользователей из США в возрасте от 18 до 24 лет. Вполне возможно, что в ближайшем будущем этот тренд охватит весь мир.

Исследование Rambler&Co среди молодых россиян показало, чем моложе читатель, тем более он избирателен в выборе источника информации: только 6% пользователей в возрасте от 16 до 24 лет откроют первую же ссылку на любой инфоповод (для сравнения среди пользователей от 45 до 64 лет этот показатель составляет 24%)

Среди тем, которые сейчас больше интересуют молодую аудиторию, большинство не связаны с международной политической обстановкой и ситуацией в стране – это игры (+20 п. п.), хобби (+10 п.п.), юмор (+5 п.п.), культура (+5 п.п.), шоу-бизнес/звезды/личности (+5 п.п.), IT (+5 п.п.), карьера (+5 п.п.), реклама (+5 п.п.). График наглядно показывает ключевые интересы молодой аудитории 16-24 с наибольшими позитивными отклонениями в п.п. от среднего объема интереса к тематике.
Мировые события оказали значительное влияние на чтение новостных онлайн-ресурсов. Мартовский всплеск изменил медиапотребление, и некоторые тренды сохранились до сих пор – популярность деловых новостей (ранее достаточно «эксклюзивной» тематики, которой сегодня интересуется значительный объем населения), рост интереса к СМИ среди молодой и женской аудитории, ещё большее расслоение тематических интересов молодой и старшей ЦА, а также потребность в кросс-чтении.
Используйте все возможности «Делового Петербурга»
для взаимодействия с вашей аудиторией
«ДП-360» – о бизнесе и для бизнеса

«Деловой Петербург» и портал DP.ru интегрированы в деловое сообщество города, редакция активно взаимодействует с участниками бизнес-процессов во время подготовки материалов.
Аудитория «Делового Петербурга» — руководители предприятий и владельцы бизнеса, государственные служащие, учёные и аналитики, принимающие решения профессионалы, люди, имеющие активную позицию на рынке.
+ 7 (812) 326-45-63
foto@dp.ru
Источники данных:
  • Исследование медиахолдинга Rambler&Co (серия исследований в ноябре 2021, марте и мае 2022 года методом онлайн-опроса на выборке, репрезентирующей интернет-пользователей от 16 до 64 лет по всей России), посмотреть графики
    Информационная справка: Rambler&Co занимает первое место среди медиахолдингов России по размеру ежемесячной аудитории — свыше 47,7 млн человек (по данным Mediascope, Cross Web, март 2022). В него входит «Лента.ру», «Газета.Ru», портал «Рамблер», «Чемпионат», «Секрет фирмы», WMJ.ru, Motor.ru, Ferra.ru и ряд других медиаактивов. Благодаря различной тематической принадлежности площадок холдинг покрывает почти весь спектр интересов и потребностей различных аудиторий.
  • исследование OMD OM на базе OMD Snapshot(инь 2022 г. подробнее на AdIndex),
  • статья Google exec suggests Instagram and TikTok are eating into Google's core products, Search and Maps

    Графики Rambler&Co Фото и иллюстрации freepik.com. Иконки от Tilda Publishing