«Зумеры» наступают: что компаниям нужно знать о поколении Z
Уже через 10 лет тенденции в потреблении станет определять поколение Z. А значит самое время для изучения потребительских предпочтений зумеров и адаптации к новой реальности. Что предпочитают те, кому сейчас меньше 24, на что ориентируются при выборе товаров и какой цвет брендов для них предпочтительнее – разбираемся вместе на основе исследований SberCIB, Ромир, App Annie и Vistaprint
Поколение X (или «поколением сэндвича») – 1965–1980 годов рождения, о них говорят реже всего, и они даже не получили какого-то сокращённого названия. «Поколение сэндвича» – потому что они вынуждены одновременно заботиться и о детях, и о пожилых родителях, и, словно сэндвич, оказались «прижаты» обязанностями с двух сторон.
Поколение Y или «миллениалы» — 1981–1996 годы рождения – встретили новое тысячелетие в детстве или подростковом возрасте; из-за неспособности найти работу старшее поколение считает их ленивыми, забывая, что начало карьеры Y-ков выпало на экономический кризис.
Поколение Z или «зумеры» — 1997–2012 годы рождения – это дети X и/или Y-ков, успешнее всего обращаются с технологиями, активно используют соцсети и выступают за политические изменения, их часто критикуют за зависимость от интернета и гаджетов, а исследователи называют хоумлендерами.
Строго говоря, у преемников зумеров пока нет названия. Исследователь Марк МакКриндл предложил назвать детей, родившихся после 2010 года, «поколением Альфа». Он отметил, что в науке часто переходят к греческому алфавиту, когда заканчиваются латинские буквы. И считает, что «Альфа» станут самым богатым, технологически развитым и образованным поколением в истории. Другое название «Альф» — «поколение стекла», поскольку его представители в основном будут общаться с внешним миром через экраны. При этом поколение А столкнётся с сильным экономическим неравенством. Они также будут учиться дольше, чем зумеры и миллениалы, начнут зарабатывать позже, а значит будут долго жить с родителями — предположительно до 30 лет.
47%
составит доля зумеров в структуре потребления к 2033 году
Сейчас лидируют миллениалы (46%), на втором месте — поколение X (30%). После 2021 года доля миллениалов начнет снижаться, уступив поколению Z.
По оценкам аналитиков, быстрее и значительнее должно вырасти потребление зумеров в таких сферах, как общепит, досуг, компьютеры и электроника, косметические товары, туризм, специализированные направления (образование, услуги для домашних животных, ювелирные товары и т. п.).
В категориях автомобили, одежда и телекоммуникации, доля поколений Z и «альфа» к 2036 году приблизится к 50%
А вот на продукты питания и товары для дома Z будут тратить меньше – люди обычно потребляют больше в этих сферах, когда обзаводятся детьми и собственным жильём, а у зумеров это будет происходить позже, чем у предыдущих поколений.
Z больше инвестируют и увлекаются криптотрейдингом...
Сегодня зумеры зарабатывают меньше предыдущих поколений, однако в среднем больше откладывают, что частично объясняется отсутствием трат на детей и ипотеку. В III квартале 2020 года норма сбережений составила:
9%
у зуммеров
7,6%
у миллениалов
7,0%
у поколения Х
Новое исследование платформы мобильных данных и аналитики App Annie прогнозирует рост использования финансовых приложений в 2022 году (+55%) за счет популярности криптотрейдинга среди зумеров. Представители этого поколения готовы рисковать больше, чем их предшественники, а вот в недвижимость вкладывают менее охотно. При этом, отмечают аналитики SberCIB, зумеры, скорее всего, предпочтут не отдавать сбережения в доверительное управление, а разместят их через брокерские счета.
... негативно относятся к цифровизации...
Несмотря на то, что большинство россиян не считают, что цифровизацию чем-то плохим, именно зумеры чаще других говорят о возможных негативных последствиях.
52%
россиян относятся к цифровизации положительно.
35-45 лет
люди этой возрастной группы наиболее лояльны к цифровизации
Согласно исследованию «Ромир», те, кто не разделяют позитивный настрой, говорят об утрате личных границ, возможной безработице и сокращении живого общения. Примечательно, что чаще других о негативных последствиях явления упоминают зумеры.
Доля опрошенных, негативно расценивающих цифровизацию:
45%
среди поколения Z
40%
среди всех россиян
Основными негативными последствиями поколение Z считают:
36%
снижение уровня образования
18%
безработица из-за роботизации и утрата личных границ и безопасность данных
15%
сокращение живого общения
...выбирают продукт, а не бренд...
Как новым копаниям добиться признания? Все просто: достаточно привлечь внимание зумеров и убедить их попробовать новый товар, а затем поделиться своим опытом со сверстниками и старшими членами семьи Именно зумеры готовы пробовать новое, даже если впервые слышат о компании, им проще даётся освоение новых видов услуг, и они легче меняют бренды.
Когда зумеры пробуют новое, им меньше, чем их предшественникам важен бренд продукта. Концепция продукта оказалась важнее бренда среди:
50%
поколения Z
47%
миллениалов
37%
поколения Х
Еще один способ для компании привлечь внимание – заняться размещением потребительских обзоров на сайте, а также поощрять потребителей, которые готовы поделиться своими впечатлениями в таком формате. Если поколение Y при выборе товара или услуги больше обращают внимание на описание и собственный опыт, то зумеры в основном доверяют независимым отзывам и рекламной информации.
И делать ставку в этой гонке лучше на Z – посмотрите на долю тех, кто достаточно быстро принимает решение о покупке:
13%
зуммеров
11%
миллениалов
8%
поколения Х
... считают, что опыт важнее обладания...
Аренда, а не покупка; опыт, а не обладание. Z в большей степени готовы к аренде имущества, будь то жильё, автомобиль, спортивный инвентарь или рабочие инструменты. Им (как впрочем и миллениалам) важнее новый опыт, впечатление или навык, который они могут приобрести, чем непосредственно владение. Именно поэтому так популярны шеринговые сервисы, а отдыху в отеле они предпочтут квартиру на букинге.
Поколение Z охотнее воспринимают и подписку на товары и услуги: модель помесячной оплаты товаров и услуг позитивно или нейтрально оценило:
63%
зуммеров
47%
миллениалов
37%
поколения Х
... любят монохром
Как бы ни были популярны блогеры, соцсети, стримы и клипы, логотип до сих пор остается важнейшей частью айдентики бренда. 92% потребителей считают, что разработка лого является одним из приоритетов при запуске нового бизнеса.
Исследование Vistaprint показало, что поколения по-разному смотрят на визуальную составляющую бренда. Миллениалы и зумеры отдают предпочтение монохромным логотипам, при этом миллениалам ближе голубой, а зуммеры выбирают черный. Наименее популярными цветами применительно к логотипам оказались розовый, серый, оранжевый, желтый и фиолетовый.
Что еще мы знаем про поколения X, Y и Z
Больше статей про особенности поведения зумеров, миллениалов и поколения «сэндвича» вы можете найти на DP.ru
«Деловой Петербург» и портал DP.ru интегрированы в деловое сообщество города, редакция активно взаимодействует с участниками бизнес-процессов во время подготовки материалов. Аудитория «Делового Петербурга» — руководители предприятий и владельцы бизнеса, государственные служащие, учёные и аналитики, принимающие решения профессионалы, люди, имеющие активную позицию на рынке.
Узнать больше про возможности «Делового Петербурга»