август 2023
10 трендов маркетплейсов, за которыми стоит следить в этом году
Последние несколько лет стало практически трендом говорить о постоянно меняющейся ситуации: в экономике, в рекламе и маркетинге, в поведении потребителей. Не стали исключением маркетплейсы. В статье от маркетинга «Делового Петербурга» поговорим о существующих и новых трендах в области маркетплейсов.

I. омниканальная стратегия

Один из наиболее важных трендов - омниканальные продажи – возможность сбыта продукции по нескольким каналам, которые связаны между собой. Таким образом продавец создает систему, в которой данные о покупателе, полученные с одного канала, распространяются на все остальные каналы. Помимо продаж, это важно и для коммуникации бренда с потребителем: бренд доступен на всех известных площадках и каналах и всегда готов выйти на связь с клиентом и реализовать для него желаемый продукт.

Изучите своих клиентов, выберите правильные каналы, определите четкие цели для этих каналов и продолжайте тестировать свою маркетинговую стратегию, чтобы добиться желаемых результатов.

II. вертикальные/горизонтальные маркетплейсы

Горизонтальные маркетплейсы объединяют различные категории товаров и услуг, размещая всё, что угодно – от товаров для ремонта, подарков и косметики до профессиональных услуг. Цель подобной площадки – создать одно удобное место для покупателей, где можно найти всё необходимое. К наиболее известным и популярным горизонтальным маркетплейсам относятся Ozon, Amazon, AliExpress.

Вертикальные маркетплейсы, напротив, специализируются на предоставлении товаров и услуг определенной категории, предполагая более узкую нишу. Примеры горизонтальных маркетплейсов: Ярмарка мастеров и Etsy (ручная работа), Airbnb (аренда жилья), YouDo (услуги) и т.д.

Рынок «универсальных торговых площадок» насыщен до такой степени, что у независимых новичков практически нет шансов на успех. И хотя крупные игроки рынка, такие как Ozon или Amazon кажутся непобедимыми, их слабость заключается в «горизонтальном» подходе. Вертикальные маркетплейсы, имея более узкую нишу, дают возможность продавцам сфокусироваться на своей целевой аудитории и выделиться на фоне конкурентов.

III. продажи в социальных сетях

Покупки - это социальный опыт, и хотя онлайн покупки очень удобны, они лишены многих традиционных аспектов. Именно шопинг в соцсетях позволяет приблизиться к реальному опыту. Вы можете обмениваться мнениями с друзьями и знакомыми, получать отзывы и предложения о товарах.
Поэтому популярность шопинга в соцсетях растет, а данный канал становится важным каналом для продаж многих компаний.
По данным MEDIASCOPE, 81%россяин используют интернет каждый день. И 19% проведенного времени тратится на социальные сети.
  • 64%
    россиян на вопрос «Какую рекламу замечают чаще всего?» ответили - РЕКЛАМА В СОЦСЕТЯХ
Крупные игроки рынка отслеживают тенденции и запускают новые возможости для пользователей. Так ВК интегрировался с OZON и Wildberries. Рекламодатели теперь могут выбирать в ВК товары и каталоги напрямую из маркетплейсов

IV. реклама

Органическое первое место на маркетплейсе значит не так много, как, например, в Яндекс или Google: сначала пользователь увидит платные объявления, а уже в нижней или средней части – результаты поиска.
Значимость рекламы показывает и динамика ритейл-медиа: по прогнозам RoRe, к концу году ожидается +30%...+35% к прошлому году. Сами маркетплейсы идут в сторону управления местами размещения и контентом, упрощения работы с инструментами рекламы и размещения товаров для малого и среднего бизнеса. Правда для крупных брендов в некоторых случаях это означает сокращения зоны влияния на свои размещения.
OZON расширяет возможности использования «кликаут» форматов. Допуская внешние ссылки на сайты других интернет-магазинов, что ранее было недоступно для рекламодателей такого типа. А «Яндекс Еда» и «Маркет Деливери» позволят бизнесу из разных сфер размещать рекламу внутри сервисов.

V. Сочетание онлайн/оффлайн

Можно было бы предположить, что рост числа онлайн магазинов неизбежно приведет к исчезновению стационарных . Однако современные тенденции указывают на то, что онлайн площадки будут использовать оффлайн присутствие для укрепления своего бизнеса.
Этому есть несколько причин:
  • Импульсные покупки более характерны для офлайн магазинов, физических магазинах.
  • Некоторые товары имеют более высокий коэффициент конверсии, когда люди могут посмотреть/потрогать их лично.
  • Бренды могут установить более прочные отношения с покупателями, создавая уникальный пользовательский опыт, доступный только офлайн.
  • Легче осуществлять перекрестные и дополнительные продажи.
Яркий пример  - Lamoda. Онлайн-ретейлер Lamoda запускает первую сеть офлайн-магазинов со спортивной одеждой и обувью под собственным брендом. В компании считают, что открытие офлайн-магазинов расширит присутствие Lamoda на рынке спорттоваров и предложит потребителям более удобный сервис благодаря объединению онлайна с офлайном.

VI. роль искусственного интеллекта

Хорошим примером ИИ, с которым можно столкнуться при совершении покупок в Интернете, является чат-бот, алгоритм которого постоянно учится на прошлых разговорах, чтобы улучишть пользовательский опыт.
Помимо чат-ботов, ИИ будет играть существенную роль в анализе данных. Хорошие алгоритмы искусственного интеллекта смогут интерпретировать данные из API и пользовательские данные для проведения анализа и получения глубоких выводов, которые ранее были невозможны.

VII. Общий рост

Согласно глобальным прогнозам, к 2025 году объем онлайн-продаж через маркетплейсы вырастет на 14% в годовом исчислении и достигнет 4,7 трлн. долл.
В России, по данным Data Insight, 2022 год показал самый сильный прирост e⁠-⁠commerce продаж в сравнении с другими крупными государствами - +38%. Основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: во второй половине 2022 года их доля достигла 73% в общем количестве заказов и впервые превысила половину всего объема продаж. Они же обеспечат основной рост в 2023 году.

VIII. мобильный шопинг

В последние годы значительно выросла мобильная торговля, и тенденция сохраняется. По прогнозам, в 2023 году доля мобильных устройств в общем объеме продаж e-com составит ~73%.
Адаптируйте свой контент под мобильные устройства. И хотя большую часть этой работы выполняет сам маркетплейс, важно помнить о конечном пользователе и предпочитаемом им устройстве.

IX. голосовая коммерция

Еще одним трендом на рынке является голосовая коммерция. 72% людей говорят, что выполняли поиск с помощью цифрового помощника.
Как вы можете оптимизировать свой контент для повышения эффективности голосовой торговли:
  • Проводите исследование ключевых слов на основе вопросов и ответов, а не только отдельных ключевых слов или фраз.
  • Используйте широкий спектр терминов для получения более разнообразного набора ключевых слов, чтобы охватить все релевантные способы задать вопрос.
  • Оптимизируйте контент для каждой «умной» колонки. Например, Алиса использует поисковую систему Яндекс, а Siri в основном осуществляет поиск через Google.

X. устойчивое развитие


Глобальный тренд на устойчивое развитие в России пока еще не так актуален. Как показывают данные НАФИ на маркировку типа «эко», «органика», «био» обращают внимание, но не придают ей значения 46% опрошенных.
29% считают, что продукты с маркировкой лучше, но стараются покупать такие продукты вдвое меньше – 14%. Почему? Все просто: большинство покупателей старается покупать продукты привычного бренда (90%), ждет акций и спецпредложений (88%), и, конечно, хороших цен (82%).
При том в мире, по данным опросов, примерно половина потребителей заявляют о готовности платить больше за экологически чистый продукт или услугу. Поэтому имеет смысл именно в этих областях начать улучшения, чтобы удовлетворить будущие запросы потребителей:
  • Биоразлагаемая упаковка
  • Отсутствие пустого пространства в упаковке
  • Эффективная доставка/возврат
  • Отказ от уничтожения излишков товара

Подводя итог, можно говорить о слудеющих ключевых тенденциях развития рынка (и маркетплейсов) в 2023 году:

  • Ускорение перетока покупателей на маркетплейсы;
  • Снижение доли импульсных и премиальных покупок;
  • Подвижность рынка в части распределения между брендами;
  • Взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах;
  • Заметное снижение средней стоимости покупок.

Узнать больше о бизнес и медиа трендах, особенностях поведения потребителей, а также изучить отраслевые рейтинги или рассказать о развитии своей компании вы можете на всех медиаресурсах «Делового Петербурга»
Используйте все возможности «Делового Петербурга»
для взаимодействия с вашей аудиторией
«ДП-360» – о бизнесе и для бизнеса

«Деловой Петербург» и портал DP.ru интегрированы в деловое сообщество города, редакция активно взаимодействует с участниками бизнес-процессов во время подготовки материалов.
Аудитория «Делового Петербурга» — руководители предприятий и владельцы бизнеса, государственные служащие, учёные и аналитики, принимающие решения профессионалы, люди, имеющие активную позицию на рынке.
+ 7 (812) 326-45-63
foto@dp.ru